Новости

 
12.06.2010

Школа будущего

В Областном центре информационных технологий состоялся практический семинар на тему «Техносфера современного образовательного учреждения и актуальные вопросы формирования и использования».

Еще до начала семинара некоторые участники мероприятия с нескрываемым интересом разглядывали технику, представленную на презентационном столе. Назначение планшета и проектора известно всем, но для чего нужен загадочный прибор в виде светофора? О том, для чего и как нужно использовать существующие технологии и методики, чтобы создать техносферу в школе, рассказывали участники семинара.

Для начала определимся, что такое техносфера. «Это свободное содержание образования: и ресурсы, и технологии, методики, и все нормативы, коммуникации и общественные отношения – в понятие «техносфера» мы включаем и те вещи, которые напрямую не связаны с ИКТ, но работают на нас. Бумажное расписание – тоже техносфера. А вот компьютер, который просто стоит на столе учителя, – это еще не техносфера», – пояснил Павел Рабинович, к.т.н., проректор по развитию ГОУ «Педагогическая академия».

По его словам, недостаточно иметь только хорошую аппаратуру и соответствующее программное обеспечение: «Когда мы говорим о построении техносферы, мы кладем в основу системно-функциональный подход: кого оснащаем, какие образовательные задачи выполняет конкретно эта школа, что именно необходимо. Важно с самого начала продумать концепцию создания техносферы, проанализировать функции, которые необходимо реализовать в школе с помощью ее создания», – добавил П.Д. Рабинович.

То есть, если школа-заказчик – с углубленным изучением иностранных языков, то, кроме типового перечня оснащения, будут продуманы дополнительные функции, например, лингафонные кабинеты.

Владимир Колядин, директор по продажам компании «Interwrite-Россия», подробно рассказал об интерактивных досках своей фирмы. Они многофункциональны,предназначены для использования в любом образовательном учреждении и преподавания всех предметных областей, в том числе для учащихся с различными физиологическими особенностями («левша», «правша»).

Он наглядно продемонстрировал «вандалоустойчивую» особенность интерактивной доски. Преподаватели были изобретательны и не удовлетворились тем, что докладчик с силой постучал по доске. «А если острым предметом ударить, например, углом линейки?» – предложил один из участников семинара, вызвав у остальных смех.

На этом практические эксперименты не закончились: всем желающим раздали пульты, предназначенные для тестовой технологии контроля знаний.

«Они используются, когда нужно оперативно провести контрольный срез знаний», – рассказала нам Валентина Асташкина, начальник информационно-ресурсного отдела ГОУ «Педагогическая академия».

Присутствующие проверили себя на знания правил дорожного движения, ответив на вопрос: «По какой стороне тротуара можно ходить пешеходу?».

Еще одна технология, заинтересовавшая всех участников, – виртуальные презентеры. Учитель в реальном времени «погружается» в многомерную предметную среду. Подобные решения широко используются на телевидении для создания программ «Прогноз погоды», «Курсы валют». Исторические события Великой Отечественной войны усвоятся легче, если преподаватель повествует непосредственно с «поля боя». Геометрия понятнее, когда сечение многогранников строится на реальном объемном объекте. Объяснить материал, например, ребенку-надомнику становится во много раз проще.

Виртуальная реальность также вызвала волну восхищения: она позволяет ученику принимать активное участие – наблюдать редкие физические явления, проводить химические опыты и т.п.

«Благодаря таким технологиям будет не просто «Наша новая школа», а «Школа будущего», не меньше», – заметила одна из участниц семинара.

Естественно, далеко не все технологии можно было представить в реальном времени. Например, информационные киоски, которые было предложено использовать не только для информирования о расписании, но загружать в них энциклопедии, тесты, прототипы ЕГЭ. «Контроль чистоты рук» предполагается устанавливать перед столовой: он начинает светиться, если ребенок засунет в него грязные руки.

Аппарат, который предназначен для скрининг-диагностики здоровья учащихся, значительно облегчает процесс диспансеризации школьников, так как после прохождения такой процедуры выявляются «проблемные» зоны – после уже желательно обратиться к специалисту.

А загадочный «светофор», оказывается, приучает детей вести себя тихо в классе – срабатывает звуковой и цветовой сигнал, как только шум превышает норму.

Продолжительность семинара, обозначенная в программе, явно не соответствовала действительности: собравшиеся долго не могли разойтись – слишком уж много было поднято тем и проблем, которые нельзя было не обсудить. Кроме того, представители некоторых образовательных учреждений налаживали деловые контакты, видимо, загоревшись идеей превратить свое родное заведение в «школу будущего».

Лилия ИЛЬИНА, редакция ОблЦИТ

Фотоиллюстрации автора

Источник: http://www.oblcit.ru


Возврат к списку